→ Все новости

Преступные схемы на Украинской таможне

23/07/2015
Преступные схемы на Украинской таможне

Первый заместитель председателя фискальной службы Сергей Бeлан поведал в интервью для УНИАН о схемах, которыми преступники пользуются для нелегальной транспортировки товаров через границу и контрабанду в зоне АТО. Об этом в своей статье пишет Татьяна Урбанская

Недавняя янтарная лихорадка в Житомирской, Ровенской и Волынской областях, а также, передел нелегальных торговых каналов в Закарпатье, сделали еще более актуальным еще один, кроме коррупции, сложный вопрос для нашей страны – засилье контрабандистов на всех таможнях. Самая огромная «дырка» есть на востоке Украины, где с контрабандой вместе пытаются бороться все известные ведомства – от пограничников до налоговой полиции.

Первый заместитель председателя Государственной фискальной службы Украины Сергей Бeлан объяснил в своем интервью о схемах, которые злоумышленники используют для нелегальной транспортировки контрабанды через украинские таможни, о высоколиквидной контрабанде в зоне АТО и том, как наша страна пытается перекрыть эти каналы нелегальной торговли.

Из-за преступлений в Мукачево в Украине очень актуализировалась тема контрабанды. Теперь про нее говорят все, кому не лень также, как раньше говорили про коррупцию. Но это проблема не одного Закарпатья, Волыни или, например, Одессы, ведь везде, где есть границы, там есть и контрабанда. Какие в Украине существуют самые известные схемы нелегального пересечения границ? Отличаются ли эти схемы в зависимости от области Украины?

Конечно же, классические схемы нелегального перемещения товара на территорию Украины или, наоборот, из территории Украины есть. При этом, нужно разделять незаконное транспортирование через таможенные посты и за их рамками, через так называемую «зеленку». Например, во втором случае транспортируются высоколиквидные товары. Обычно, это сигареты, алкоголь или нефтепродукты. В первом случае, когда товар намереваются ввозить через таможенные пункты, также существует несколько классических схем контрабанды: пересортица, занижение таможенной стоимости или веса и даже, подмена товара…

Например, везут,, 20 тонн шлепанцев, а среди них “случайно” затерялось 2 тонны «брендовых» босоножек. Или, при оформлении таможенных документов, говорят, что контейнер весит не 20 тонн, а, например 12. Иногда пишут одну номенклатуру товара, а, на самом деле, везут совершенно другой товар - все это и есть контрабанда.

Читайте также: Die Presse о сложностях контроля в зоне АТО

Еще один способ, когда провозят нагло, то есть, в «черную». Смотрится это так: на территорию Украины въезжает фура, которая оформила определенный груз, например, это айфоны или айпады, на территории Польши или Румынии. При въезде в Украину водитель заявляет, что машина идет пустая. То есть, товара как бы и нет. Недавно был случай, когда мы получили информацию от коллег через границу, что были задекларированы дорогие мобильные телефоны, но когда проверили по нашей базе эту машину, оказалось, что декларация на их оформление вообще не подавалась.

Или, например, та же схема с микроавтобусами. Есть такая норма, которая позволяет провозить товар без пошлины 50 кг на человека или эквивалент 500 евро. В результате, используется схема, когда фура стоит к границе, потом разгружается, весь товар и распределяется между несколькими десятками человек, которые, в микроавтобусах, ездят через границу каждый день, днем и ночью, транспортируя таким образом товары. После этого они перевозятся на склады и потом идут на продажу без каких-то пошлин или налогового учета. Таким образом, люди, опять же, пытаются избежать налогов. Во время обыска одного из подобных складов во Львовской области было найдено и изъято около 30 тонн товаров, которые были ввезены по данной схеме. Их общая стоимость составляла около 3.2 миллиона гривен.

Читайте также: Конфликт в Мукачево: проблема всеукраинского масштаба

Таким образом, на сегодня есть огромная проблема – отсутствие общих информационных баз, которые бы позволили нам обмениваться информацией с соседними странами  прямо в онлайн-режиме. Если бы было все это, было бы гораздо проще и эффективнее работать.

Какая ответственность может грозить в Украине контрабандистам, которых ловят на горячем?

Если мы говорим о товарной контрабанде, то, сейчас день эта статья нашего УК декриминализирована. Это значит, что нет уголовной ответственности, такой, как, например, при контрабанде оружия, или наркотиков (это отдельные статьи УК). Согласно Таможенному законодательству Украины, за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Украины предусматривается лишь административная ответственность.

А как так выходит, что, когда везут, например, продукты питания в зону АТО, то это считается контрабандой, а когда их же везут в Крым – то уже не считается?

Крым формально не является зоной проведения АТО, и туда товары, которые никто не регулирует, идут через таможенные пункты пропуска. А вот, что касается зоны АТО, то здесь ситуация другая. Тут наше задание – перекрыть нелегальный канал денег и продуктов питания, которые везут террористам и наемникам, убивающим население.

Только за прошлую неделю спецподразделением налоговой милиции «Фантом», несущем службу в зоне АТО, был перекрыт один из больших каналов финансирования боевиков: вместе с работниками СБУ и пограничной службы они задержали жителя Донецкой области, который хотел ввезти на территорию, подконтрольную боевикам, 8 миллионов гривен.

Что касается контроля перемещения товаров через линию разграничения, то оно регулируется лишь временным порядком, который был утвержден Кабинетом министров. Там сказано, что на данный момент разрешено транспортировать товары лигт через пункты пропуска по железной дороге. Кроме этого, на прошлой неделе депутаты приняли законопроект, по которому ужесточаются меры по борьбе с незаконным перевозом товаров через линию разграничения. Теперь те, кто хочет заработать на войне, должны понимать, что их наказание неотвратимо.

Кроме того, недавно было создано около 7 сводных мобильных групп для ликвидации контрабанды в зоне АТО. Так, за довольно короткий термин они показали свою эффективность. Среди выявленной и задержанной контрабанды – подакцизные товары, продукты питания и даже, контрабандное топливо. К примеру, 8 мая, вместе с коллегами из СБУ и пограничной службы, были задержаны в одно время 170 фур, полных алкоголя, табачными изделиями и продуктами питания.

При этом, мы же осознаем, что их везут не только через пункты пропуска, но и рискуют, идя через заминированную «зеленку»…

95% грузов в зоне АТО на самом деле, попадают через пресловутою «зеленку». Однако, все-же, мы пресекаем эти попытки.

В нашем подразделении «Фантом» работают 100 человек, которые работают в двух направлениях: на пунктах пропуска, где контроль проводится пограничниками и фискальной службой, а также, по всей «зеленке», в составе сводных мобильных групп.

Насколько является целесообразным обустраивать пункты пропуска на железных дорогах, если принять во внимание, что сеть железных дорог в зоне АТО очень разветвленная? Если, например, кто-то не рискнет идти через «зеленку», то на железной дороге по линии разграничения могут быть «дырки» даже больше, чем для 170 фур

На самом деле, это не так. Во-первых, дорог, конечно, очень много, а вот узловых пунктов, где все они сходятся, всего пара. Во-вторых, огромная часть ж/д дорог там разрушена. Кроме этого, пункты пропуска избраны так, все подвижные составы все равно контролируются. Поэтому, там стоит плотный и четкий контроль и со стороны Службы безопасности, и с нашей.

Этот контроль уже дал вам какой-либо эффект?

На сегодня мы конфисковали незаконных товаров в зоне АТО более, чем на 100 млн грн.

Это все только по железной дороге?

Это в общей сложности. Ведь что изменения проходят постоянно, и на железной дороге у нас пункты пропуска функционируют около месяца.

Как отбираются люди, работающие в «Фантоме»?

Они проходят тесты: психологические, физические, они также проходят и подготовку на полигоне. Они отлично экипированы и психологически подготовлены. У каждого “фантомца” есть аптечка и они знают, что с ней делать в случае ранения. Естественно, условия в которых они работают, очень непростые. Также как и военные, они часто попадают под обстрелы, рискуют попасть на мину или растяжку. Однако,при этом, они добросовестно выполняют свою работу, ведь понимают, что их передовая – это защита экономических интересов страны.

Достаточно ли 100 человек, чтобы сотрудники «Фантома» при необходимости проходили ротацию?

Мы собираемся увеличить личный состав еще на 50 сотрудников, для еще более сильного контроля на линии разграничения.

Как протекает взаимодействие с начальниками военно-гражданских администраций?

Есть закон о военно-гражданских администрациях, а у них есть определенные полномочия. Однако, если в практической плоскости, контакт и с главами администраций, с их помощниками и заместителями, идет постоянно, то внештатные ситуации могут случаться по несколько раз за день.

Мы говорили о том, что есть некая линия разграничения, и есть условная граница с Крымом. Сейчас же много жителей жалуются, что те продукты, которые завозят в Крым из Украины, там не оседают, а идут дальше в Россию. Есть ли какой-то порядок сотрудничества с пограничниками на въезде в Крым, чтобы выявлять такие потоки?

К сожалению, пересечение условной границы Херсонской области и Крыма не регламентируется никаким временным порядком, ведь они не входят в зону проведения АТО. Не исключено, что многие товары идут потом в Россию. Мы также фиксируем, что товары, которые везут в Донбасс, также, часто идут дальше в Россию. Это очень выгодный и, в то же время, нелегальный бизнес. Если микроавтобус полностью загрузить товаром на 30 тыс гривен в Артемовске, то в Горловке или Донецке он уже будет стоить более, чем 100 тыс гривен.

Какая группа товаров больше и чаще ввозится в Россию или из России?

Самым большим спросом на нелегальные перевозки в оба конца пользуются пиво, водка, сигареты, алкоголь, картофель и, даже, крупы. Часто конфискуем партии поддельных вино-водочных продуктов, поддельных акцизных марок. В зоне АТО пока еще сохранились подпольные цехи по разливу поддельной водки и изготовлению сигарет. К примеру, популярная фабрика «Хамадей» официально, вроде, переехала в Крым, но в зоне АТО у них осталось несколько заводов.

А вот в Россию из зоны АТО идут уголь и кокс. Из России в Украину идут даже наркотические вещества, под видом лекарств. К примеру, недавно мы конфисковали 50 кг трамадолсодержащих препаратов на стоимость около 10 млн гривен.

Какая работа проводится по выявлению, скажем так, выгодоприобретателей данного типа контрабанды? Ведь, только останавливая такие микроавтобусы, фуры или вагоны, контрабанду не остановить, пока есть те,  кто контролирует производство нелегальных товаров и те, которые хотят на этом зарабатывать.

В этом направлении мы также работаем, где получается, открываем уголовные дела. И кроме того, мы просим криминализировать контрабанду подакцизных товаров, дать возможность фискальной службе конфисковать транспортные средства, которыми перевозят такую контрабанду. У нас есть не один конкретный забавный случай, когда мы изымаем контрабандный товар в зоне АТО, грузовой автомобиль отпускаем, а через два часа опять его ловим.

А если прикрыть продовольственные базы? Где-то же все-таки этот товар хранится.

Конечно, есть там такие базы, мы активно с этим работаем. К примеру, недавно найден перевалочный пугкт, который организовала семейная пара из Волновахи. Там хранились алкогольные напитки, которые затем они планировали перевезти на территорию, занятую боевиками.

К сожалению, почти все не против заработать на войне. Но есть и мелкие контрабандисты, а есть те, кто делает целые караваны по 170 фур. По организаторам, по дельцам такого крупного «бизнеса» мы работаем совместно с СБУ и пограничниками.

Некоторые благотворители и волонтеры говорят о том, что не всегда у них выходит пересечь линию разграничения, и что их часто останавливают и заворачивают назад. При этом, одновременно, находится уйма людей, которые зарабатывают на контрабанде и рассказывают российским СМИ, что там на Донбассе гуманитарная катастрофа…

Что же касается гуманитарных товаров, то ни один гуманитарный груз не остается надолго на пропускных пунктах. Такие грузы проходят беспрепятственно, проблем с этим не возникает. Премьер-министр проводил встречу с представителями иностранных фондов и благотворителей, и сейчас гуманитарную помощь еще сильнее облегчили. Но этим пытаются пользоваться, а мы, в свою очередь, пытаемся эти попытки манипуляций распознавать. Вот, например, в прошлую пятницу задержали одну фуру, а в ней был миллион гривен мелочью, которая была выручена от продажи гуманитарки. Эта фура ехал с территории, контролируемой террористами.

В этом году, правительство наконец-то, обратило внимание и на проблему незаконной добычи и контрабанды янтаря. В каких объемах присутствует данный вид контрабанды?

Проблема эта по истине, большая и масштабная. Точно также, как и «копанки» были на востоке Украины, добыча янтаря в трех областях (Волынской, Ровенской и Житомирской) – это огромный незаконный бизнес. Сейчас действует большое количество организованных преступных группировок, которые наладили свою незаконную добычу янтаря, его сбыт и дальнейшее незаконное транспортирование за пределы страны. Сейчас нужно приложить максимум усилий всех правоохранительных структур – МВД, СБУ, ГПСУ, налоговой милиции, а также,  прокуратуры, для того, чтобы сломать данные схемы и привлечь к ответственности их учредителей. Налоговая милиция, в соответствии со своей компетенцией, уже инициировала активные наступательные действия на янтарщиков. На прошлой неделе на Закарпатье мы конфисковали 82 кг янтаря, который пытались незаконно вывезти в Словакию. Ранее нами была ликвидирована группировка, которая занималась незаконной добычей и сбытом янтаря в Ровенской области.

На юге страны тоже сохраняется очень интересная ситуация. К примеру, Приднестровье постоянно жалуется, что Украина буквально устроила этой территории экономическую блокаду.

Если кто-то жалуется на сокращение нелегального потока товаров, то это лишь плюс фискальной службе и пограничникам. У всех, кто желает работать «в белую», нет проблем с перевозом товаров через таможенные пункты.

Вам не странно слышать от Евросоюза претензии по поводу коррупционности Украины, если они сами – принимающая сторона нашей контрабанды?

Для преступников нет государственных границ. И связка наших с их дельцами конечно присутствует. Кроме того, те компании, на которых держаться преступные схемы, это не белые компании с отличной кредитной историей. Это те компании, которые открываются на наших же граждан или на их подельников там, то есть, оффшоры. Другой аспект это создание легальных белых документов - это двойные пакеты документов до пересечения границы и после (имеется в виду пересечение границы с одной страной с одним пакетом документов, а затем, в том же пункте пропуска, границы другой страны уже с другим пакетом документов). Так и «обеляется» товар при ввозе его в ЕС. Это уже вторая схема. И мы сейчас говорим о том, что создание совместных пунктов пропуска решит множество задач – а самое главное, оно упростит администрирование и уменьшит расходы на это администрирование, однако, самое главное - это затруднит преступные схемы. Множество проблемных вопросов снимается одним решением. И, что очень важно, это - репутация нашей страны во всем экономическом мире.

Главные новости

→ Все новости
  • Очень занят – значит при деле, добьешься своего, получишь результат. Многие разделяют такое мнение о занятости. В мире, перенасыщенном информацией, которая предоставляет столько возможностей, нельзя быть не занятым. Иначе можно что-то пропустить, не успеть, остановиться на полпути. Но что стоит за с
  • Лето и осень – самое время насытить организм витаминами, которыми буквально изобилуют свежие фрукты и овощи. Нельзя упускать возможность укрепить здоровье – с витаминами оно связано напрямую. Находясь в составе ферментов, эти вещества влияют на все процессы жизнедеятельности, и даже маленький недост
  • Вы считаете, что ароматов много не бывает, и все время пополняете свою парфюмерную коллекцию? Или у вас один - любимый аромат и вы ему не изменяете долгие годы? Как все-таки правильно, нужен ли человеку целый парфюмерный гардероб? И, главное: что необходимо знать, чтобы запах ваших духов радовал вас
  • Ситуация, когда не можешь заставить себя взяться за работу, знакома многим. «Потом», «еще успею», «сегодня не время…», - каких только оправданий не придумывает наш изобретательный мозг, уводя от решения проблемы, особенно если она не из легких.
  • Быть здоровым и молодым как можно дольше – тренд сегодняшнего дня. Под прицелом внимания человечества чудодейственные диеты и новые суперпродукты. Увлекаясь ими, мы часто не придаем значения тому, что уже есть на нашем столе.
  • Коллаген – вещество номер один, если речь идет о молодости кожи. Именно благодаря ему мы радуемся, видя отражение своего юного лица в зеркале. А его постепенная потеря становится причиной нашего огорчения, когда замечаем первые признаки старения. Гибкие белковые волокна коллагена и эластина, пересек
  • Насколько важен качественный сон, мы начинаем понимать, когда уходит способность мгновенно засыпать и просыпаться с энергией вновь заряженной батарейки. И, если в детстве и юности приходилось даже сопротивляться этому, как казалось тогда, вору нашего времени, то с возрастом воспринимаем его как благ
  • Необходимость принять и полюбить себя сегодня осознают многие. Ведь без этого вряд ли получится быть счастливым человеком, даже находясь на вершине успеха. Но почему нередко намерение изменить отношение к себе не приводит к результату? Неужели полюбить себя так сложно?
  • Резкие перепады температур, мороз, ветер, сухой воздух помещений - неизменные спутники холодного времени года. Мы к ним легко адаптируемся. Но не наша кожа. От этих стрессовых факторов она может серьезно пострадать. Что предпринять, чтобы этого не случилось? Что нужно коже зимой?
  • У каждого занятого человека есть определенные планы на день. Хорошо, если все задуманное удается осуществить. Но, бывает, к концу дня выясняется, что некоторые важные вопросы так и не удалось закрыть – то ли прошли мимо внимания, то ли сил не хватило. Как научиться успевать многое, не забывая о глав
↑ Наверх